Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Электронная торговля: что мы хотим от отрасли

14 Мая 2019
- Туркестанская область
5095 просмотров

Надо обучать наших предпринимателей ведению бизнеса онлайн и выходу на зарубежные рынки, считает директор Палаты предпринимателей Туркестанской области Динмухамед Абсаттаров.

В 2015 году годовой объем электронной торговли в Казахстане даже не достигал однодневного объема в Китае? В 2018 году объем онлайн рынка в мире составил 3 трл $! Из этого пирога у стран ЕАЭС менее 1%.

Электронный товарооборот в КНР, как и в других странах, который проходит через Интернет –это целая Вселенная!

Сегодня хотел бы поговорить и поделиться своим мнением относительно очень интересного сегмента – про электронную торговлю. Ее по-разному называют – электронная торговля, электронная коммерция, интернет/онлайн торговля, цифровая или дистанционная торговля. Но, суть этих всех дефиниций одна – реализация товаров и услуг через возможности Интернета.

По официальным данным АО «Казпочты» в 2018 году объем e-commerce в Казахстане составил 270 млрд. тенге. Это в 1,5 раза больше по сравнению с 2017 г. в 174 млрд. тенге. Но данная цифра включает в себя и покупки казахстанцами товаров из международных торговых площадок! Основным игроком на рынке выступает «Казпочта», так как она обладает инфраструктурой и разветвленной сетью постаматов по всей Республике.

Давайте коротко остановимся, что в нашей стране делается для развития электронной коммерции. Так, в 2018 году запущены 3 фулфилмент-центра (центры приема, хранения и доставки) в гг. Нур-Султан, Алматы и Актобе, а общий объем обработанных посылок через данные пункты составил 1,2 млн. штук. Введено понятие ФЦ на законодательном уровне. Подобные пункты являются неотъемлемой частью e-commerce в мировой практике и их запуск в РК позитивный фактор.

В гг.Нур-Султан, Алматы, Караганда и Шымкент на базе того же АО «Казпочта» работают 4 e-commerce центра, в которых оказывается полный спектр услуг не только по обучению ведению интернет-бизнеса, но и поиску производителей, маркетингу, SMM-продвижению, созданию сайтов, безналичной оплате, доставке товаров через фулфилмент-центры и др.

В рамках принятого в апреле текущего года Закона по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности введены ряд понятий относительно электронной торговли, электронной коммерции, ФЦ и др.

Введен облегченный порядок таможенного администрирования субъектов в части упрощенного порядка декларирования экспортных товаров, используя почтовые документы в качестве декларации.

С 1 января 2018 года субъекты электронной торговли полностью освобождены от уплаты КПН и ИПН. Но для поучения данной льготы 90% платежей должны проходить в безналичной форме.

АО «Казпочта» реализуется проект «Школа экспорта» по обучению предпринимателей навыкам и процессам для продажи товаров на глобальных интернет-площадках. До конца 2019 г. запланированы выездные семинары в ряде городов РК.

В целях повышения цифровой и финансовой грамотности предпринимателей НПП «Атамекен» ведется обучение базовым цифровым навыкам. За 2018 год обучено более 15 тыс. субъектов МСБ.

Если посмотреть в разрезе категории товаров, что покупается в Казахстане через Интернет, то выстраивается следующая картина: около 18% заказа приходится на строительные материалы, такая же доля отводится на одежду и обувь, более 15% косметика и beauty товары, 11% периферийные оборудования и программные обеспечения, и порядка 40% неоднородные товары.

Я перечислил основные меры, принимаемые на уровне государства для развития экосистемы электронной коммерции в Казахстане и выстраивания ее в мировую систему цифровой торговли товарами и услугами. Но, объективно достаточно ли их для полноценного развития доли e-commerce до 5% от товарооборота к 2025 году, что определено в программе «Цифровой Казахстан». Возможно ли достижение цифровизации торговли до уровня развитых стран и, самое главное, удастся ли изменить мышление потребительской массы в части более активного перехода от офлайн в онлайн.

И здесь нужно понимать, от какого объема торговли мы хотим достичь пятипроцентной доли от оптовой или розничной. Опт и розница в 2018 году в совокупности превысили 33 трлн. тенге. Из этого расчета 5% это ни много ни мало 1,7 трлн. тенге, а это в 6,3 раза больше текущих показателей. Кроме того, следует четко различать, что мы подразумеваем под электронной торговлей и электронной коммерцией. В первом случае речь идет о продаже ТОЛЬКО ТОВАРОВ через онлайн площадки, во втором, к этому добавляем и реализацию услуг. К примеру, по данным МНЭ РК, 99% авиабилетов в стране продается через онлайн. В данном случае это электронная коммерция.

Если отнять покупки из международных электронных площадок (в т.ч. Алиэкспресс) от заявляемого объема эл. торговли в 270 млрд. тенге, то получим, примерно, 145 млрд. тенге и это справедливая цифра, потому что мы берем в расчет межгосударственные операции, в которых бенефициаром является другое государство.

Просто для сравнения вам скажу, что в 2015 году, по независимым оценкам, годовой объем электронной торговли в Казахстане не достигал однодневного объема в Китае. Вы можете себе представить какой колоссальный товарооборот в КНР, как и в других странах, проходит через Интернет. По итогам 2018 г. объем онлайн продаж на мировом рынке составил более 3 трлн. долл. или около 12% всех проданных в мире товаров. При этом на страны ЕАЭС в общемировом объеме покупок приходится менее 1%. Выводы делайте сами.

Можно продолжительно говорить о масштабах данной сферы и динамике ее развития в мире, можно приводить разные обоснования и расчеты касательно потенциала e-commerce в Казахстане и ЕАЭС, разных инструментах стимулирования. Но, я бы хотел остановиться на собственных выводах относительно электронной торговли в РК.

Несмотря на все указанные мероприятия по развитию рассматриваемой сферы, вопрос состоит в другом – что мы хотим в конечном итоге.

Перевести торговлю в «цифру» или создать собственный Amazon, Alibaba и тому подобных площадок, стимулировать отечественных производителей для продаж своих товаров или просто быть «в ногу со временем» и другими странами.

Очевидно, что создать полноценный маркетплэйс в классическом понимании нам не удастся. Экономика не та. Как пример можно привести несколько неудачных попыток по запуску таких интернет-площадок – Darbazar, Dalaman, даже активно продвигаемый «Казпочтой» Postmarket.kz сейчас не функционирует. Причины разные. Надо разбираться.

Другой фактор – это отношение населения. У нас люди не доверяют маркетплейсам, интернет-магазинам, так как отсутствует система защиты прав потребителей. Нет механизмов рейтингирования субъектов, их ответственность за реализованный товар, политика возврата товаров, купленных через e-commerce площадки. В новом законе о торговле эти аспекты предусмотрены. Но, как они будут реализованы на практике, это другой вопрос.

Система оплаты – немаловажный фактор в данном контексте. Так называемые эскроу счета (Alipay, PayPal, AmazonPay) у нас не развиты. Они позволяют хеджировать риски потери денег для покупателей и пока товар, соответствующий описанию и характеристикам, не будет доставлен до клиента, продавец не получает оплату. Подобный инструмент существует на рынке долевого строительства, но не распространен в широком плане.

Нет единой политики и генеральной линии развития. Государственные ведомства осуществляют свои функции, оператор почты в силу своих возможностей отдельно развивается, торговые дома, как Мечта и Технодом, коммерческие банки как Каспи, развивают свои маркетплейсы и, причем, очень успешно. Да у нас есть очень много игроков, начиная от LaModa, Chocolife, Технодома, Market.kz, заканчивая частными интернет-магазинами. НО, нет единого учета этих самых интернет-магазинов, их рейтинга и категорийной разбивки (что продают, откуда, налоговый и статучет и др.). Ведь сколько у нас так называемых инстаграмщиков, которые очень хорошо зарабатывают на онлайн коммерции, а это большой теневой рынок.

По сути, освобождение от корпоративного и индивидуального подоходного налогов не дает желаемого эффекта развития, потому что 90% перехода на безнал не могут себе позволить даже такие крупные игроки, как kaspi.kz. Если к вам домой привезли пиццу или обувь, то вы расплачиваетесь как вам удобно. И в большинстве случаев наличными, на языке торговли – наложенным платежом. Поэтому стоит пересмотреть эту норму.

Целесообразно активно обучать наших предпринимателей, особенно малый бизнес, ведению бизнеса онлайн и выходу на зарубежные маркетплейсы. Эта работа уже начата НПП «Атамекен» и ее стоит развивать. Ведь как не говори, внутренний рынок ограничен и проникновение интернета в регионах не совсем высокое. Поэтому ориентир – это экспортные рынки.

Конечно, по мере дальнейшего развития РК будет взаимодействовать с глобальными экосистемами, и это рынок, нельзя ставить ограничения. Но, здесь стоит задуматься, что потребительская информация будет уходить именно туда, откуда поступает товар. Именно оттуда будут формироваться предложения и таргетированная реклама. А это аккумуляция баз данных, потребительских предпочтениях, Big Data, что, в свою очередь, является новым инструментом влияния.

Представляется эффективным начать цифровизацию через оцифровку спроса торговых сетей, специальных акций, магазинов у дома, предложений со стороны производителей и внедрение единой автоматизированной товаручетной системы. Такой механизм позволил бы эффективно распределять товарные потоки, планировать производство для ОТП и дистрибьюторов, исключить «лишних» посредников и формировать потребительские корзины. Думаю, что подобную работу возможно начать под эгидой «Атамекена», а бизнес готов предложить интересные решения. Мы увидели в рамках прошедшего в декабре 2018 г. по линии «Цифровой Казахстан» ряд интересных IT-решений.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры