Коррупционные риски в сфере госзакупок обсудили на Совете в Туркестанской области
В Палате предпринимателей прошло очередное заседание Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции под председательством Орынбасара Кабиштаева.
В мероприятии также приняли участие представители госорганов, прокуратуры и бизнес-сообщество региона. Основной повесткой заседания стали закупки.
Как констатировал председатель Совета Орынбасар Кабиштаев, ежегодно государством выделяются колоссальные средства на закупки товаров, работ и услуг, осуществляемых государственными органами.
Так, на веб-портале государственных закупок по Туркестанской области в 2019 году зарегистрировано 1449 заказчиков и 1549 поставщиков – юридических лиц, 1383 поставщиков - физических лиц; размещено годовых планов закупок на сумму 373 млрд. тенге; заключено электронных договоров на сумму 344 млрд. тенге.
В целях снижения коррупционных рисков при расходовании государственных средств направленных на закупки товаров, работ и услуг разработана нормативная правовая база, целью которой является ограничение вмешательства должностных лиц в эту сферу.
Однако, государственные закупки еще остаются одной из самых коррумпированных сфер экономики, а принимаемые государственными органами меры еще не оказывают решающего положительного влияния на локализацию коррупционных рисков.
К примеру, по данным правовой статистики Туркестанской области, в 2019 году по ст.207 КоАП привлечено – 1358 человек, из них, 471 рассмотрено (38 прекращено (8%), 433 наложен штраф), 887 – на рассмотрении.
Следует отметить, что в соответствии с примечанием к статье 207 КоАП должностное лицо не подлежит привлечению к административной ответственности в случае самостоятельного устранения нарушений в течение 10 рабочих дней со дня вручения уведомления об устранении нарушений, выявленных в результате камерального контроля.
Распространенность коррупции при использовании государственных средств на закуп товаров, работ и услуг обусловлена системными правовыми коллизиями, являющимися условием для развития коррупционных рисков в этой сфере.
Так, требование ст. 45 ЗРК «О государственных закупках» заказчикам предоставляет право заключать дополнительные соглашения в сторону увеличения сумму договора без проведения отдельного открытого конкурса.
В Туркестанской области много фактов, где Организаторами при объявлении конкурса максимально снижается сумма закупок, затем ссылаясь на пп. 2), 3) п.2 статьи 45 Закона, сумма увеличивается путем заключения дополнительного соглашения для проведения дополнительных работ и услуг.
К примеру, по 4 лотам в Казыгуртском районе на момент проведения открытого конкурса сумма составляла 243 482 590 тг. В итоге с победителем конкурса был заключен договор на сумму 177 742 206 тг.
Однако, стороны заключают дополнительное соглашение на ремонт тротуара на общую сумму 41 370 250 тг., который не был предусмотрен в первичном ПСД, мотивируя увеличение суммы экономией средств по данной закупке. В итоге общая сумма закупа составила 219 112 456 тг.
Так как ремонт тротуара не входил в ПСД полагаем, что Заказчиком следовало провести отдельный открытый конкурс на данную работу.
Также, в результате мониторинга установлено, что согласно протокола итогов изначально победителем лотов по Казыгуртскому району являлась другая компания, которая начала свою деятельность только в 2016 году, хотя в протоколе указано, что имеет опыт работы 10 лет.
На заседании приведено еще несколько фактов нарушений в сфере государственных закупок.
«Таких примеров очень много. Таким образом, существующие пробелы и коллизии в законодательстве и организационном обеспечении государственных закупок создают условия для формирования коррупционных рисков, которые оказывают негативное влияние на развитие предпринимательской деятельности», - отметил председатель Совета.
Первый заместитель руководителя департамента внутреннего государственного аудита по Туркестаснкой области Талгат Тултебаев отметил, что только в том случае, когда со стороны предпринимателей поступят жалобы, они могут выйти с проверкой.
А представители Управления государственных закупок не пошли на контакт и проигнорировали приглашение на заседание Совета.
Первый заместитель прокурора области Артыкбек Пашаев подчеркнул, что со стороны Прокуратуры создана рабочая группа, где ведется проверка прозрачности процедур госзакупок и предложил включить туда специалиста Палаты.
В завершении члены Совета решили направить результат мониторинга в Департамент внутреннего государственного аудита по Туркестанской области для рассмотрения и принятия соответствующих мер, разработать и внести предложения для внесения изменений в ст. 45 ЗРК «О государственных закупках».
Оставьте комментарий:
Комментарии: