Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

«Атамекен»: центр электронного декларирования не оправдал ожиданий

19 Мая 2022
5286 просмотров

Национальная палата предпринимателей «Атамекен» обращается к бизнес-сообществу с предложением принять участие в опросе, результат которого станет основой для дальнейшей проработки вопросов по проблемам взаимодействия бизнеса с центром электронного декларирования. Опрос проводится анонимно, предлагается ответить на 20 вопросов. Ссылка для опроса размещена здесь.

Центр электронного декларирования, отмечают в палате, работает уже почти два года, но цели, для которых он был создан, до сих пор не достигнуты: сроки выпуска товаров не сокращены; процесс таможенного оформления не упрощен; затраты на логистику не сокращены, а наоборот увеличены. Кроме того, исключена возможность обжалования бизнесом действий либо бездействий должностных лиц центра.  

Основных проблем бизнеса при таможенном оформления через ЦЭД несколько:

–  увеличены сроки таможенного оформления по «желтому» или «красному» коридорам;

– отсутствует право обжалования действий или бездействий сотрудников центра. То есть, если раньше территориальные таможенные органы принимали административные акты и их можно было обжаловать в вышестоящем органе, то сейчас решение принимается одним их сотрудников центра электронного декларирования, которое является одним из подразделений КГД.  Существующая новая модель электронного декларирования приводит к тому, что участники внешнеэкономической деятельности остаются один на один с должностным лицом, который вынес соответствующий административный акт и действия которого невозможно обжаловать;

– отсутствует утвержденный регламент взаимодействия между центром и структурными подразделениями КГД (вопросы классификации, стоимости, досмотра, запретов и ограничений самим таможенным постом и другими);

– отсутствует утвержденная форма решения по определению таможенной стоимости товаров, что приводит к тому, что бизнес не знает, почему заявленная им таможенная стоимость не принята и почему в отношении него принимается другая ценовая информация;

– предъявляется требование по предоставлению дополнительного обеспечения по уплате таможенных платежей и налогов без изучения документов предпринимателя;

– отсутствует практика проведения консультаций межу таможенным органом и предпринимателем по предоставлению обоснований заявленной таможенной стоимости, предусмотренная законодательством;

– взаимодействие центра с бизнесом производится исключительно через телеграмм-каналы, созданные сотрудниками КГД, и по своей сути, являются нелегитимным с точки зрения правового поля. К тому же, данный канал коммуникаций на 100% не закрывает обратную связь, так как многие обращения предпринимателей остаются без ответа, а сотрудники центра не несут ответственности за непредоставление ответа на обращение.  

Напомним, пилотный проект «Центр электронного декларирования», был запущен на базе Комитета государственных доходов Министерства финансов. Презентуя проект, уполномоченный орган, в качестве основных преимуществ называл: централизацию на уровне Комитета процесса контроля таможенной стоимости товаров, которая должна была привести к единообразию ценовой политики и принимаемых решений; исключение «человеческого фактора», живого контакта между проверяющим и декларантом, так как всё взаимодействие должно проходить в электронном формате; оптимизацию затрат на логистику внешнеторговых грузов, ввиду того, что для декларирования товара месторасположение декларанта не имеет значения, при этом, товары могут размещаться на любых приграничных терминалах.

НПП отмечает, что проблемы таможенного оформления в Центре электронного декларирования неоднократно обсуждаются на площадках Нацпалаты и выносились на последний Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции. От бизнесменов, по итогам прошлого года, поступило более 100 сообщений по вопросам ограничения инициативы в сфере внешнеэкономической деятельности, в том числе по деятельности Центра электронного декларирования и применения ценовой информации.

Казахстанской ассоциацией таможенных брокеров было отмечено, что, несмотря на проводимые государством меры по совершенствованию таможенного администрирования, все еще остаются не решенными ряд вопросов, которые ограничивают внешнеэкономическую деятельность предпринимателей.  Совет вынес ряд рекомендаций государственным органам. Также, будет продолжена работа по внесению изменений в нормативные правовые акты в части формирования и применения ценовой информации при определении таможенной стоимости и обеспечения прозрачности действий должностных лиц Центра электронного декларирования.

ПРОЙТИ ОПРОС ПО ССЫЛКЕ: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScVXOnhWgp1nXk5Jf4gip58kiHbJfc-S_PgHLKsB0HmPiT-4A/viewform


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры