ГМК на пороге реформ: бизнес настаивает на стабильных правилах и прозрачных тарифах
В НПП «Атамекен» состоялось очередное заседание Комитета геологической отрасли, горнорудной, угледобывающей и металлургической промышленности.
Участники рассмотрели ключевые вопросы законодательной реформы в сфере недропользования, налогообложения предприятий ГМК, а также тарифного регулирования грузовых железнодорожных перевозок.
В работе заседания приняли участие заместитель Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Гульнара Бижанова, председатель Комитета Николай Радостовец, президент Казахстанской горнорудной палаты Руслан Баймишев, а также руководители и представители ведущих предприятий отрасли.
Законодательные инициативы в сфере недропользования
Гульнара Бижанова подчеркнула, что НПП РК «Атамекен» принимает активное участие в работе, направленной на развитие горно-металлургического комплекса, путем предоставления переговорных площадок, организации экспертных обсуждений, подготовки аналитических материалов и консолидации позиций всего бизнеса.
В постоянном взаимодействии НПП с профильными министерствами, отраслевыми ассоциациями и предприятиями обеспечивается согласованный подход к разрешению наиболее актуальных задач отрасли.
В ходе заседания Гульнара Бижанова представила ряд предложений по работе над текущими проблемными вопросами ГМК, в том числе в смежных отраслях. Она также подчеркнула необходимость продолжения работы над Цифровой карты бизнеса (ЦКБ) НПП «Атамекен», в особенности в части реализации инициатив по созданию отраслевых ниш в ГМК, поиска сбалансированных подходов по повышению доли внутристрановой ценности в закупках недропользователей, что позволит в совокупности достигнуть положительного мультипликативного эффекта для казахстанской экономики.

В рамках обсуждения поправок к Кодексу «О недрах и недропользовании» отмечено, что с 12 сентября 2025 года действует рабочая группа Министерства промышленности и строительства РК. На ее рассмотрение направлены 22 поправки, в том числе изменения в смежные законодательные акты.
По итогам обсуждения две поправки сняты, семь – предварительно поддержаны (включая нормы о передаче ликвидационного фонда при смене недропользователя и порядке консервации объектов по ранее заключенным контрактам). Часть предложений направлена на доработку – в частности, по техногенным минеральным образованиям и процедурам экономической экспертизы дополнений к контрактам.
Отмечена низкая вовлеченность отдельных государственных органов, чьи предложения содержат технологически неисполнимые требования. Принято решение сформировать протокол разногласий.
Президент Казахстанской горнорудной палаты Руслан Баймишев выразил обеспокоенность геологоразведочных компаний к складывающейся практике регулирования отрасли:
«Инвесторы задаются вопросом: если завтра цена какого-либо металла вырастет, следует ли ожидать рисков снижения конкурентной среды в отрасли и увеличения налоговой нагрузки? Мы вновь возвращаемся к вопросам стабильности отраслевого и налогового законодательства».
Николай Радостовец отметил, что одним из важных достижений стало политическое решение о внесении в начале следующего года изменений в Кодекс о недрах, что фактически ознаменует второй этап реформирования системы недропользования.
Налоговое регулирование предприятий ГМК
Первый заместитель исполнительного директора ОЮЛ «АГМП» Максим Кононов сообщил о подготовке порядка 200 подзаконных актов к новому Налоговому кодексу, вступающему в силу с 1 января 2026 года. В их числе – проекты актов, касающихся применения НДС по методу зачета и возврата суммы превышения НДС. Обсуждение ведется совместно с НПП «Атамекен» и отраслевыми ассоциациями.
Отдельным блоком рассмотрен механизм роялти. Эксперты отметили, что действующая модель не соответствует международной практике и требует корректировки. Предложено создать рабочую группу для выработки предложений по совершенствованию механизма.
Тарифное регулирование железнодорожных перевозок
Управляющий директор – директор Департамента ГМК Рустам Шунтуков сообщил, что за последние три года регулируемый тариф на услуги МЖС и локомотивной тяги вырос в два раза, создавая серьезную нагрузку на предприятия. В 2023 году тарифы повышались трижды, в 2024 году пять раз, в 2025 году – трижды.
Дополнительную обеспокоенность вызвало применение АО «НК «ҚТЖ» максимальных ценовых пределов (до 3,0) при экспортных перевозках в 2025 году, что привело к значительным экономическим потерям для бизнеса.
Директор департамента по естественным монополиям и конкуренции АГМП Эльмира Войнова отметила:
«Дальнейшее удорожание транспортных расходов ставит под угрозу деятельность предприятий ключевых отраслей экономики».
АО «НК «ҚТЖ» также объявило о планах по повышению тарифов на услуги МЖС в 2026–2030 годах. Для массовых грузов прогнозируется рост: уголь – 90%, зерно – 69%, железная руда – 71%, химические удобрения и цветная руда – 84%, порожний пробег – 63%. При этом основная часть увеличения (около 38%) запланирована на 2026 год. Дополнительно заявлен максимальный индекс ценовых пределов (3,0), что создает возможность трехкратного роста тарифов.
Бизнес подчеркивает важность поиска решений, которые позволят финансировать развитие железнодорожной инфраструктуры без чрезмерного давления на предприятия ГМК и смежные отрасли.
Участники выразили обеспокоенность тем, что концепция новой тарифной методологии подготовлена без должного учета предложений бизнеса и направлена госорганам практически без изменений. Предложено не согласовывать документ в текущем виде и провести дополнительное обсуждение с участием всех заинтересованных сторон.
Итоги заседания
Озвученные вопросы будут вынесены на дальнейшую проработку с участием уполномоченных государственных органов. Участники заседания единогласно поддержали продление полномочий председателя Комитета Николая Радостовца.
НПП «Атамекен» продолжит работу по защите интересов предприятий горно-металлургического комплекса в сфере законодательной, налоговой и тарифной политики.


Оставьте комментарий:
Комментарии: