Экономика компромиссов: как государственное регулирование цен отразится на прилавках
В НПП «Атамекен» отмечают необходимость пересмотра механизмов сдерживания инфляции, предлагая перейти от административного давления к адресной социальной поддержке.
В столице продолжаются дискуссии вокруг инициативы по значительному расширению перечня социально значимых продовольственных товаров (СЗПТ). Если сегодня государство контролирует цены на 19 основных позиций, то новый проект предполагает расширение этого списка до 33 наименований. Но в экспертном сообществе и бизнес-среде этот шаг вызвал неоднозначную реакцию. О том, почему «замораживание» цен может привести к обратному эффекту, шла речь на недавнем заседании Координационного совета партии «AMANAT».
Главным аргументом сторонников регулирования остается защита кошелька потребителя. В условиях глобальной инфляции удержание цен на базовые продукты кажется логичным шагом.
Но, как отмечает заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Тимур Жаркенов, у этой медали есть и оборотная сторона. Основной удар в случае принятия проекта примут на себя малые торговые точки - магазины у дома.
Сегодня предельная торговая надбавка на социально значимые товары ограничена порогом в 15%. На первый взгляд, цифра кажется достаточной. Но из этих процентов предприниматель должен оплатить банковскую комиссию, налоги, аренду помещений, коммунальные услуги по коммерческим тарифам и заработную плату персонала.
.jpg)
«Математическая модель выживания малого ритейла сейчас крайне хрупка. Когда наценка на растительное масло или муку не покрывает даже логистические издержки, предприниматель оказывается перед выбором: работать в убыток или просто выводить эти позиции из ассортимента», - подчеркнул Тимур Жаркенов.
Для наглядности он привел следующий пример. Так, при закупочной цене растительного масла в размере 800 тенге и предельной надбавке 15% розничная цена составит 920 тенге. Из надбавки в 120 тенге около 28 тенге приходится на налоги, 37 тенге — на заработную плату продавца, порядка 14 тенге — на банковские комиссии. Таким образом, остается лишь 41 тенге, из которых необходимо покрывать коммунальные услуги, бухгалтерское сопровождение, хозяйственные расходы и комиссии за снятие средств с расчетного счета. Фактически магазин работает практически без прибыли — «работа ради работы».
Также в перечень СЗПТ вошли категории товаров, которые сложно назвать продуктами первой необходимости для социально уязвимых слоев населения в их премиальном сегменте. К примеру, под общее регулирование попадает вся говядина, включая элитные сорта.
Аналогичная ситуация складывается с сезонными овощами. Стоимость огурцов и помидоров в зимний период напрямую зависит от затрат тепличных хозяйств на отопление и освещение. Установление жесткого ценового потолка в этот период может сделать производство овощей в Казахстане попросту нерентабельным, открыв дорогу более дорогому импорту.
Более того, включение в список товаров с коротким сроком годности: сметана, свежая рыба и овощи накладывает на магазин дополнительные риски. В отличие от сахара или крупы, эти продукты могут испортиться, и все убытки от списания ложатся исключительно на плечи владельца магазина.
Как только цена на товар принудительно опускается ниже рыночного уровня, этот товар начинает исчезать. Поставщикам и крупным оптовикам становится выгоднее отправлять продукцию на экспорт или в те регионы, где контроль менее жесткий.
Пытаясь компенсировать убытки от продажи регулируемого молока или хлеба, торговые сети вынужденно повышают цены на другие товары: чай, кондитерские изделия, бытовую химию. В итоге, средний чек потребителя не уменьшается, а структура инфляции просто перераспределяется.
От контроля цен — к поддержке человека
В качестве альтернативы административным мерам в «Атамекене» предлагают внедрять более современные экономические инструменты. Казахстан официально декларирует приверженность принципам ОЭСР, которые подразумевают либерализацию цен при одновременном усилении адресной помощи.
Вместо того, чтобы искусственно субсидировать цены для всех категорий граждан, включая тех, кто в этом не нуждается, предлагается развивать систему «социальных кошельков».
А помощь в виде цифровых ваучеров должна поступать напрямую социально уязвимым слоям населения. Это позволит рынку работать по законам конкуренции, сохраняя стимулы для производителей. Цифровые инструменты позволяют государству четко видеть, дошла ли помощь до адресата.
Резюмируя позицию бизнес-сообщества, Тимур Жаркенов отметил, что проект в текущем виде требует коренной переработки. Административное сдерживание — это мера быстрого реагирования, но она не может быть долгосрочной стратегией. Для стабильности рынка необходим баланс, при котором потребитель будет защищен от резких скачков цен, а предприниматель сохранит возможность развивать бизнес и создавать рабочие места.


Оставьте комментарий:
Комментарии: