astana-view

Реестр проблем

№1337

Необходимость пересмотра градации субъектов предпринимательства в Предпринимательском кодексе РК

В Палату предпринимателей обратились предприниматели о необходимости пересмотра градации субъектов предпринимательства в Предпринимательском кодексе РК: 1. Действующая градация не отражает экономические реалии: В Предпринимательском кодексе (ст. 24) границы по годовому доходу для микробизнеса – до 30 000 МРП , малого – до 300 000 МРП. Эти показатели не пересматривались с 2015 года, тогда как МРП и инфляция выросли в несколько раз. За 8 лет инфляция составила свыше 70%, а курс тенге к доллару изменился более чем в 2 раза. 2. В Налоговом кодексе уже пересмотрены пороги: В рамках реформ по СНР и упрощенной декларации, увеличены лимиты доходов для применения налоговых режимов, что требует синхронизации с Предпринимательским кодексом. В новом Налоговом кодексе уже пересмотрены лимиты по авансовым расчетам по корпоративному подоходному налогу (КПН) — теперь освобождены от авансовых платежей субъекты с годовым доходом до 240 млн тенге (с 325 000 МРП до 600 000 МРП), что подтверждает официальное признание необходимости адаптации порогов к текущей экономической реальности. 3. Искажение статистики и неравный доступ к мерам господдержки: Предприниматели, фактически являясь малым бизнесом, по устаревшим критериям попадают в категорию среднего или крупного бизнеса, теряя доступ к мерам поддержки. Это особенно критично для регионов с активной предпринимательской средой, таких как Костанайская область. По текущим критериям крупного бизнеса многие предприниматели фактически являются средним бизнесом, особенно в сфере торговли, услуг, переработки. Однако их ошибочная классификация как «крупного» ведёт к избыточной административной и налоговой нагрузке. «Крупный бизнес» автоматически попадает под усиленное внимание налоговых и контрольных органов, что выражается в более частых проверках, более жёстком администрировании и ограничениях по применению некоторых льготных режимов и преференций. Кредитные организации, опираясь на классификатор, также предъявляют повышенные требования по финансовой отчётности и залогам, что затрудняет доступ к финансированию. Таким образом, реальные предприниматели из сектора МСБ несут необоснованные риски, не получая при этом поддержки, предусмотренной для малых и средних предприятий, ошибочная классификация как «крупного» ведёт к избыточной административной и налоговой нагрузке.

Уровень проблемы:

<?xml version="1.0" encoding="UTF-8"?> <root><item id="1">Республиканская проблема</item></root>

Источник информации о проблеме:

<?xml version="1.0" encoding="UTF-8"?> <root><item id="20d5542b-6f47-4d72-af29-52a590bb011f">КОСТАНАЙСКАЯ РПП</item></root>

Предложение по решению проблемы:

Проработать предложения по увеличению градации предпринимательства с Министерством национальной экономики (МНЭ), как осуществляющий реализацию государственной политики в этой сфере.

Пути решения:

НПП инициировать внесение изменений в действующий Предпринимательский кодекс РК в части: 1) увеличения среднегодовой численности работников и среднегодовой доходности для субъектов крупного предпринимательства (как минимум 15.000.000 МРП (59 млрд. тенге)); 2) исключения критерия среднегодовой численности работников при отнесении к категории крупного бизнеса субъектов, осуществляющих деятельность в отдельных отраслях (агропромышленный комплекс, строительство, торговля и иных сезонных сферах); 3) внедрения системы градации критериев отнесения предприятий к числу малых, средних или крупных в зависимости от сектора экономики (промышленность, торговля, услуги); 4) отнесения организаций социальной сферы, предусмотренных пунктом 2 статьи 290 Налогового Кодекса РК (медицинская, образовательная деятельность, деятельность в сферах науки, библиотечное обслуживание), к крупному бизнесу только при их одновременном соответствии двум критериям: численность работников свыше 250 человек и среднегодовой доход свыше трехмиллионнократного МРП. Кроме того, в рамках государственных закупок предлагается определять категорию субъекта предпринимательства для участия в государственных закупках вновь созданных субъектов на основании Свидетельства о государственной регистрации юридического лица, либо Свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Данные меры позволят: - снизить административное давление на бизнес (проверки, снижение штрафных санкций); - стимулировать субъектов предпринимательства к созданию новых рабочих мест, не ограничиваясь их численностью; - исключить дробление предприятий на малые компании и обеспечить необходимую поддержку отечественным экспортоориентированным предприятиям промышленности для их выхода на максимальные производственные мощности, роста доли экспорта, увеличения конкурентоспособности на зарубежных рынках и, соответственно, увеличения поступлений в бюджет страны; - обеспечить доступность мер господдержки для организаций образования, здравоохранения, социально-ориентированных компаний и других организаций с большой численностью, но с доходом средних компаний. Ранее МНЭ сообщало о разработке проекта поправок в Предпринимательский кодекс (далее – проект), направленного на совершенствование критериев определения категорий субъектов предпринимательства. В частности, проект предусматривает унификацию подходов для целей государственной статистики и государственной поддержки, а также пересмотр механизма применения критериев. НПП направлен запрос в адрес МНЭ о о представлении указанного проекта на рассмотрение Национальной палаты для организации конструктивного диалога и предоставления экспертного заключения на указанный проект.

Дата включения в реестр:

2025-09-03 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2026-12-30 00:00:00

Ход исполнения:
На рассмотрении НПП
Ответственный исполнитель:

<?xml version="1.0" encoding="UTF-8"?> <root><item id="12d3e360-fec6-4eb9-8c73-67a97d780373">Акылбекова Сания Ерболовна (Заместитель директора, ДЕПАРТАМЕНТ ОТРАСЛЕВОЙ МЕТОДОЛОГИИ И СВОДНОГО АНАЛИЗА, , )</item></root>

Заместитель директора

ДЕПАРТАМЕНТ ОТРАСЛЕВОЙ МЕТОДОЛОГИИ И СВОДНОГО АНАЛИЗА

Руководитель подразделения:

<?xml version="1.0" encoding="UTF-8"?> <root><item id="beeb88d8-7e54-4f53-9f78-65a0af05035a">Аскаров Кадыржан Дукеевич (Управляющий директор- директор Департамента, , )</item></root>

Управляющий директор- директор Департамента

ДЕПАРТАМЕНТ ОТРАСЛЕВОЙ МЕТОДОЛОГИИ И СВОДНОГО АНАЛИЗА

Дочерние организации

Партнеры