astana-view

Реестр проблем

№1333

Касательно реализации подпункта 5-1 пункта 1 статьи 33 Земельного Кодекса РК - отчуждение права землепользования на землях сельскохозяйственного назначения, не урегулирован порядок исчисления сроков, предусмотренных  п.5-1 в подзаконных актах, что в последствии ведет к субъективному толкованию, а также к рискам правовой неопределенности для землепользователей.

При реализации подпункта 5-1 пункта 1 статьи 33 Земельного Кодекса РК - отчуждение права землепользования на землях сельскохозяйственного назначения, не урегулирован порядок исчисления сроков, предусмотренных  п.5-1 в подзаконных актах, что в последствии ведет к субъективному толкованию, а также к рискам правовой неопределенности для землепользователей. Так, согласно пп. 5-1 п.1 ст.33 ЗК РК: - право временного землепользования (аренда) на земли сельхозназначения может быть отчуждено на основе гражданско-правовой сделки (например, продажа права аренды); - сделка допустима только после истечения 5 лет с момента предоставления земельного участка; - землепользователь обязан уведомить уполномоченный орган (района или города областного значения) в течение 3 рабочих дней после сделки. В рамках принятого 30 июня 2021 года Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития земельных отношений» предусмотрена норма отчуждения права землепользования на землях сельскохозяйственного назначения. Согласно пп.5-1 п.1 ст.33 Земельного кодекса (далее – Кодекс) «Отчуждение права землепользования на землях сельскохозяйственного назначения осуществляется на основе гражданско-правовых сделок по истечению пятилетнего срока аренды с момента предоставления права землепользования». К примеру, за 2024 год по области было отчуждено порядка 30 земельных участков общей площадью около 70,0 тыс.га. В ходе практики выявлено: 1) Отсутствие единого понимания начала пятилетнего срока. В одних районах срок отсчитывается с даты заключения договора аренды, в других - с даты регистрации в ЦОНе; 2) Нет стандартного алгоритма проверки соблюдения 5-летнего срока; 3) Решения о законности сделки принимаются без объективной верификации срока; 4) Возможность манипуляций с нормой. Неясно, когда допускается отчуждение для вторичных (выкупившие право аренды от первого землепользователя) землепользователей, создаются лазейки для злоупотреблений и спекуляции землей; 5) Нет единых рекомендаций или разъяснений; 6) Отсутствие правовой определенности. Районные специалисты принимают решения, исходя из собственного опыта, без единой правовой позиции.

Уровень проблемы:

<?xml version="1.0" encoding="UTF-8"?> <root><item id="1">Республиканская проблема</item></root>

Источник информации о проблеме:

<?xml version="1.0" encoding="UTF-8"?> <root><item id="7d52a2a3-55a2-45f7-831e-52a5907101fd">ЗКО РПП</item></root>

Предложение по решению проблемы:

1.Законодательно закрепить единый порядок определения срока, основания для исключений и форму контроля за соблюдением требований; 2.Разработать и утвердить регламент применения п. 5-1 Земельного Кодекса РК; 3.Подготовить методические разъяснения для районов и города. 4.Четко определить: от какой даты отсчитывается срок, как оформляется решение, как исключаются неправомерные случаи.

Пути решения:

1. Обсудить имеющиеся проблемные вопросы с республиканскими субъектами бизнеса и отраслевым департаментом НПП РК «Атамекен». 2.Законодательно закрепить единый порядок определения срока, основания для исключений и форму контроля за соблюдением требований; 3.Разработать и утвердить регламент применения п. 5-1 Земельного Кодекса РК; 4.Подготовить методические разъяснения для районов и города. 5.Четко определить: от какой даты отсчитывается срок, как оформляется решение, как исключаются неправомерные случаи.

Дата включения в реестр:

2025-07-30 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2025-09-29 00:00:00

Ход исполнения:
03.09.2025; Направлено письмо в МСХ от 14.08.2025г. № 09537. Предложено законодательно закрепить единый порядок определения срока и четко определить от какой даты отсчитывается срок.
На рассмотрении государственных органов
Ответственный исполнитель:

<?xml version="1.0" encoding="UTF-8"?> <root><item id="7e40aeb2-081d-4ef4-8a34-67b407980386">Асылханов Куаныш Кайратулы (Заместитель директора, ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, , )</item></root>

Заместитель директора

ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Руководитель подразделения:

<?xml version="1.0" encoding="UTF-8"?> <root><item id="bf354c3c-f5a7-4abc-b270-62cd60cd017a">Молкенов Данияр Нурбекович (Управляющий директор- директор Департамента, 919361 (2006), )</item></root>

Управляющий директор- директор Департамента

ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Еншілес ұйымдар

Серіктестер